Краски родной земли

Земля Курская…Евгений ИвановичНосов… Мастер во всем… Он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры. Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца, пейзажи родной Курщины. Он умел фотографировать, его фотоэтюды сродни лучшим живописным полотнам. Мастер оставил нам свое наследие – в каждой строке живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии-его любимые просторы, холмы, речки. Не разделяя себя с природой, повествовал:»…И я, очарованный, смотрю на эти с детства знакомые полотна:сумрачные еловые дебри, бронзовостволые боры, светлые, все в солнечных пятнах дубравы, ромашковые опушки, лесные проселки с лужицами в колеях…Все это не в золоченых рамах,не в музейных залах.Эти картины развертываются передо мной во всю ширь…Снимаю лесные дороги, полные талой воды, просыхающие песчаные отмели, по-летнему зеленые сосны на берегу разлившейся реки…»

В Литературном музее есть прекрасно иллюстрированное издание «Краски родной земли». «Евгений Носов: писатель и художник.» В нем представлены картины и фотографии Е. Носова, фрагменты из разных его произведений о удивительной природе, сопровождаемые фотографиями или картиной.Листаешь альбом и попадаешь в сказочный мир, где все такое родное…

«…Тихая деревенская улица,отчий дом в ее ряду под неохватной ивой…А внизу, за садом,- луговая вольница, травяной ветерок, медвяная цветь подмаренника, тугой перегуд шмелей и маревный, дремотный звон овсянок…» (Малая Родина.)

«…И,сколько видит глаз, все вокруг одето молодой ликующей зеленью: с легкой сивцой зеленеют озимые хлеба, уже пробующие гнать первые ветровые волны, зеленым половодьем растекается по балкам и яружным склонам шалфейно- ромашковое разнотравье…» (Яблочный спас)

«…Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов. Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки.» (Трудный хлеб)

«…Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветвях крепко, будто засахаренная вата.» (Тридцать зерен)

Альбом назван также, как и названное Носовым эссе, ставшее предисловием к каталогу выставки, посвященной 50-летию Курского отделения Союза художников(1987г). Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом,а своим мудрым сердцем.Он говорил:« Пейзажи в рассказах как бы сначала писал красками, а уже потом подбирал к ним слова…Если хочешь чего достичь – иди и поклонись родной земле…Но кто поймет ее, для того она откликнется доверчиво и щедро всеми своими красками…»

Призывал:»Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться.Тронул – и все испортил».

Евгений Иванович прекрасный художник. Но когда же у него появились задатки к рисованию? Еще в подростковом возрасте он перерисовал из книги Брема почти все изображения животных, потом рисовал уголки родного города, сначала карандашом, затем и красками. В его коллекции около 100 работ. Сам он никогда не выставлял их, а после участия в многочисленных выставках- они оказались в экспозиции музея.

Из истории двух картин. Картина «Родная изба». Это хата деда писателя в деревне Толмачево под Курском, где и родился будущий писатель 15 января 1915 года. Хата описана в его рассказах: »Аз-буки», »Кто такие?» и др.

Хаты давно нет, а на этой картине — она продолжает жить. Еще один шедевр. Картина «Гуси – лебеди», где нарисована буквально кружевная вереница летящих гусей над водоемом в Курчатове у Кузиной горы, а чтобы это кружево возникло на картине, Евгений Иванович сначала фигурки гусей срисовал карандашом на бумаге, вырезал и прикрепил к картону (работа сделана маслом на картоне). Какие фигурки не нравились – убирал, оставляя лучшие, а его последователи, ценители творчества собрали и наклеили на листок более 50 фигурок. Этот листок тоже находится в витрине именного зала Е. Носова, как и 13 картин Мастера. Впечатляют все: «К вечеру», «Последний лед», »Весенняя распутица», »На Тускари», «Церковь в Толмачево», «Дорога» и др. Они подчеркивают талант Мастера и вызывают неподдельный интерес и восхищение.

В альбоме несколько рубрик: «Малая родина», «Дерева вы мои, дерева», »Рыбацкое счастье», «Вешние воды», «Братья меньшие», »Покормите птиц» и др.

Тем, кто возьмет в руки это издание, откроется удивительное общение с природой, ее красками, с ее неброской, но милой красотой во все времена года, удастся побывать в тех местах курского края, которые запечатлены Евгением Ивановичем.

Автор: научный сотрудник Л.Н.Сахарова.

Похожие записи