К.Д.Воробьев «Седой тополь»

Эта книга есть в Литературном музее, в именном зале писателя. Издательство»Советская Россия».Повести и рассказы. Москва. 1965 год.

Для рассказов писателя К.Д.Воробьева примечательно стремление поставить в центре повествования образы положительных героев, проявляющих себя в активных действиях. Это воины Великой Отечественной войны, партизаны, военнопленные – люди железной стойкости и непреклонной воли. Они остаются верны своему патриотическому долгу даже тогда, когда попадают в обстоятельства в высшей степени напряженные.

Рассказ «Седой тополь»(1948 г.) является одним из лучших  военных произведений. В нем автор преодолел  давление событийного плана, описательность, нашел верное соотношение достоверности и художественного вымысла,передал психологическое состояние человека в трагических условиях плена, глубоко и неоднозначно  раскрыл внутренние мотивы его поведения.

Сложные коллизии, острые драматические моменты,  в которых оказываются герои книги, не выдуманы. Все это проверено  автором и взято из жизни.

К.Воробьев показал человека, способного на подвиг и самопожертвование во имя любви к Отчизне.

Нравственные обстоятельства в рассказе тоже необычайно заострены.

А основа сюжета – история о лейтенанте, который попал в лагерь военнопленных, и, не желая мириться с приближающейся смертью, борется за жизнь, изобретая разные способы побега.

Создавая образ главного героя, писатель ориентируется на собственную судьбу. И возраст героя рассказа почти совпадает с возрастом К.Воробьева,также оказавшегося в плену. Читая описание внешности пленного, подразумеваешь самого Константина Воробьева.

«Заросшее нетвердой и негустой щетиной лицо покрыто лишаями и струпьями. Волосы его русы и длинны, концы их свисают из-под пилотки на плечи и вьются.От всего себя Климов сохранил только голос – резкий и четкий. Непонятно,почему охранники  до сих пор не прибили его,- они ведь особенно ненавидят высоких, крутолобых и сероглазых пленных».

Благодаря такому приему писатель роднится со своим персонажем, тем самым вызывает у читателя чувство доверия – не выдуманный человек, находящийся в реальных жестоких обстоятельствах.

Но, возвращаемся к названию рассказа »Седой тополь».

«…Посередине лагеря стоит тополь – огромный, прямой, старый. Его кора до высоты человеческого роста объедена людьми…»

Голод и тоска по Родине «сильнее тифа и ран».

Образ тополя символичен. Именно тополь, растущий в центре концлагеря, вселил в Климова веру в спасение, в то, что эту страшную «долину смерти» может победить жизнь.

«Одно непостижимое разумом обстоятельство изгнало из сердца Климова неизбывный страх …, что на заре он умрет – тополь нет, никто не рыл там подземного хода и никто не сверлил  его кряж, чтобы появиться в лагере с автоматом. Тополь просто лопнул сухой умершей древесиной в том месте, где его кору объели пленные и в расщелине выперла, взбухла бледно – зеленая новая кора…».

Впервые в концлагере свершилось попрание смерти жизнью, но только Климов понял вдруг,  что он не умрет на первом ярусе. Он не знал, что случится с ним и что он сделает, но вера эта крепла, и он хотел, чтобы Воронов (друг) ощутил это тоже». И мы видим, как трудно проявляются взаимоотношения Климова и Воронова.

Наблюдая за тем, что происходит в концлагере, «немой» тополь мог быть только седым, не старым, не мудрым, а седым, изменившим цвет своей кроны от боли, обиды, жестокости немецких солдат…

И даже в момент прыжка луна над Климовым в ночь спасения  будто рассыпается  на тысячи осколков, похожих на серую  тополиную листву.

Да, тополь «поседел» от окружающего его человеческого горя.

Рассказ увлекает при чтении. Кульминационные моменты его держат в напряжении, сопереживании. Наглядна тема выживания, взаимовыручки людей, стойкости, мужества, даже в условиях плена.

Произведение о  борьбе за жизнь, заставляет задуматься о гражданском долге, духовном мире человека, патриотизме, примером приверженности которому является сам К.Воробьев.

Ценность книги для музея еще и в том, что в ней есть надпись: » Мише Колосову – талантливому и очень русскому писателю от не менее талантливого и тоже русского». К.Д.Воробьев, август 1974 года.

Писатели Михаил Колосов и Константин Воробьев вошли в литературную историю  курского края. М.М.Колосов жил в Курской области. Автор пяти книг.Закончил Литинститут имени М.Горького. Будучи главным редактором издательства, помогал начинающим писателям. Стоял у истоков образования областной писательской организации. По инициативе очеркиста Овечкина В.В.стал первымее руководителем. Дружил с курскими писателями К.Воробьевым и Е.Носовым. Объединяла их не только литература, но и война.Именно Михаил Колосов  посоветовал Воробьеву  наладить переписку с земляком Носовым, которая состоялась уже под закат жизни Константина Дмитриевича.

О Константине Воробьеве Михаил Колосов написал так: »Художник, настоящий – он любил и ценил красивое, любил природу, любил людей. Был добр и доверчив, был чуток и внимателен, был мужественен и нежен, красив, легко раними беззащитен».

Книга «Седой тополь» — прижизненное издание писателя. А с его автографом

она не только вызывает интерес у посетителей музея, побуждая к прочтению, но и является участником проекта «Говорящий экспонат».

Автор: Л.Н.Сахарова.

Похожие записи