«След старины», или «Записки» Екатерины Авдеевой

«Нет, никогда женщина-автор не может ни любить, ни быть женою и матерью…», – так утверждал в начале своей литературно-критической деятельности В.Г. Белинский. Но вот уж никак эти слова нельзя отнести к писательнице Е.А. Авдеевой (17881865). Судьба этой удивительной женщины похожа на увлекательный роман – настолько яркая, наполненная творческими взлетами, жизненными обретениями и озаряющими вдохновениями. А «страсть к сочинительству» – одно из прекрасных свойств её натуры – счастливо сочеталась и с любовью, и с семьёй, и счастьем материнства…

Родилась Екатерина Алексеевна Авдеева (в девичестве Полевая) в Курске в купеческой семье рода Полевых. Системного образования она не получила, но, как писал брат Николай Полевой, в детстве она много читала и обладала «необыкновенной памятью», которая позволила ей при «уме самобытном» сделаться «живою энциклопедией». Писать и публиковаться начала поздно. Её первый труд «Записки и замечания о Сибири. С приложением старинных русских песен» (М.: 1837) вызвал большой интерес, переведён на чешский, немецкий, английский языки и назван А.Н. Пыпиным одной из первых «собственно этнографических» книг в России.

Следующие произведения Авдеевой-Полевой тоже имели значительный успех. Например, «Поваренная книга русской опытной хозяйки», в которой собраны не только рецепты русской кухни, но и разнообразные советы по обустройству хозяйства, переиздавалась 11 раз при жизни писательницы, а «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкой Авдотьей Степановной Черепьевой», среди них любимый всеми «Колобок», замечательные «Волк и коза», «Кот, лиса и петух» и др., обработанные Авдеевой, переиздавались 8 раз при ее жизни. И это далеко не полный перечень книг, изданных писательницей. Уникальны ее «Записки о старом и новом русском быте», состоящие из этнографических очерков, в которых представлены живые и яркие зарисовки русских обрядов и обычаев, традиций и нравов. Как заметила Екатерина Алексеева «Пройдет еще несколько десятков лет, и не останется следа старины, но почему не сохранить нам в памяти своих родных преданий, событий и быта русского?» С большой теплотой был написан ею вошедший в сборник очерк «Воспоминания о Курске». Именно тот самый «след старины», бережно сохраненный автором, позволяет нам спустя почти 180 лет со дня появления произведения ощутить дух прошлого и прикоснуться к родным истокам. Предлагаем вашему вниманию фрагменты очерка Е.А. Авдеевой «Воспоминания о Курске».

1. Местоположение Курска очень хорошо. Половина города раскинулась на горе, а другая при подошве её <…> Почти в каждом доме в Курске находится фруктовый сад: есть обширные сады, доставляющие хозяевам от 1000 до 5000 руб. и более в год, несмотря на дешевизну плодов. Садовников не держат, и хозяева домов сами занимаются садоводством; каждый из них умеет прививать и знает, как должно обходиться с деревьями. Есть множество родов яблок и груш, но стараются разводить лучшие сорта, такими почитаются Антоновская, Опортовая, Титовская <…> в благословенном курском климате изобильно растут бергамоты, разных сортов сливы, вишни, чернослив; есть в некоторых садах черешня, чернослив, белая, красная и черная смородина, а также барбарис, но их мало разводят, зато в изобилии произрастает всех родов крыжовник, смородина, малина <…> Курск можно назвать садом России, откуда везут плоды в Москву, Петербург, Одессу…

2. Климат в Курске благорастворенный, здоровый: весною, когда цветут сады, воздух дышит негою, особенно прелестны вечера при захождении солнца: тогда воздух, кажется, наполнен ароматами, а по садам слышны трели соловьёв. Что считается роскошью в столицах и требует больших издержек и трудов, в Курске вещь самая обыкновенная: это цветоводство; нежные роды цветов, розы, лилии, нарциссы, тюльпаны, можно найти почти в каждом саду. Многие цветы бывают однажды посажены, растут, не требуя почти никакого присмотра: из таких самые обыкновенные: пионы розовые, красные и белые <…> прелестные махровые колокольчики, воронец, осока. Из цветущих деревьев и кустарников: сирень, белая и синяя, бузина и душистое Божье дерево украшают сады. Желательно бы видеть иностранца в весенний вечер в Курске. Он не назвал бы тогда Россию ледяною страною.

3. Большая половина жителей Курска ходит в русском платье, но многие женщины из купеческого и мещанского сословий в так называемом ими немецком, то есть носят на голове вместо кички платок <…> одеваются, как и везде, в длинные платья, носят шляпки и чепчики: потому на иной свадьбе, или в каком-нибудь собрании, увидите женщин в разных костюмах, что походит несколько на маскарад. Мужчины одеваются в русское платье, оставляют бороду, волосы обстригают в кружок, только и тут есть нововведение: и некоторые носят галстуки и подстригают немного бороду, и весьма редко встретите старинную стрижку русскую, то есть темя выстриженное с отпущенными по краям волосами.

Русская женская одежда курская отличается от одежды других мест России. Вседневную одежду составляет сарафан, который называют в Курске шубкою, а если суконной, то сукнею; рубашка делается с широкими рукавами, с узкими запястьями и высоким воротником, застегнутым запонкою <…> Прежде, когда во всех богатых домах носили русскую одежду, кокошники низали дорогим жемчугом с каменьями, и такой кокошник стоил иногда более 1000 рублей. На шею надевают жемчуг, янтари и серебряную вызолоченную цепочку, на которой висит крест. Таков наряд русской женщины в Курске. Когда выходят со двора или в гости парадно, то надевают на описанный наряд кафтан, а сверху кокошник повязывают тогда кисеею особенным манером, обмотав концы около шеи и распуская их по спине.

4. Домашняя жизнь женщин проходит, как везде, в домашних занятиях, но в каждом городе есть свои особенные занятия. Главная работа курских женщин в плетении кружев, и каждая женщина знает там это рукоделие. Нельзя сказать, чтобы курские кружева были изящны, но есть очень порядочные <…> Второе занятие составляет вышивание по кисее, что также в большом употреблении, потому что женщины носят вышитые рубашки, платки и платья. Прежде во всех домах, даже в самых зажиточных, пряли с большим искусством нитки, и очень жаль, что это занятие оставили. Начиная от обыкновенных ниток, пряли их до необыкновенной тонины, и даже теперь, хотя это ремесло упало, можно ещё найти мотки ниток, не уступающие паутине.

5. Пищу <…> курчане употребляют самую простую, и единственные приправы: перец, хрен, лимонный сок и уксус. В богатых домах, когда делают званый обед, нанимают повара, но в простых, хотя и зажиточных домах, готовят женщины. На стол сначала подают холодные блюда <…> – все в большем количестве. Непременно должно быть всего по паре – два поросёнка, два гуся, две индейки, и так далее <…> За холодными следуют горячие кушанья, и их обыкновенно составляют: суп из курицы с рисом, ленивые щи, похлебка с клецками, похлебка из почки с огурцами. Соусов не делают; жаркое бывает также по паре, и к каждому блюду падают разные плоды: моченые яблоки, дули (груши), сливы, вишни, крыжовник и смородину, но никогда не подают солёных огурцов, которые идут только к холодным блюдам.

6. Сохранился в Курске оттенок прежнего русского удальства – кулачный бой, но не делают его как прежде, публично и что называли в Курске: стена на стену. Прежде кулачные бои бывали на первой неделе Великого поста; ныне только заметно в это время, как бойцы тихомолком пробираются за город и возвращаются с пасмурным и разбитым лицом. Еще было в обычае на первой неделе Великого поста спускать на драку гусей и петухов; охотники нарочно разводили и держали таких боевых гусей и петухов, поныне это совсем вывелось, а равно и собачья травля, которую производили также на первой неделе поста….

7. К <…> народным баням в Курске не привыкли, и никакое порядочное семейство туда не пойдёт, хотя они выстроены каменные на берегу реки Тускарь, но зато всякий, кто только имеет возможность, строит свою домашнюю, а у кого нет своей, просят у знакомых, и почитается некоторым образом добродетелью позволить выпариться в бане; также приглашают и бедных «прийти попариться».

8. П.Н. Демидов, в бытность его в Курске губернатором, оставил по себе незабвенную память в сердцах жителей <…> Они видели в нём не начальника, но отца, который печется о детях. Кроме общего попечения его о пользах и выгодах губернии, вверенной ему Монархом, все имели к нему свободный доступ, и везде готова была от него рука помощи, особливо в годину гнева Божия, когда в Курск явилась холера Он показал тогда удивительное самопожертвование – не только за свой счёт доставлял всё нужное больным и был утешителем страждущих, но и каждый день сам объезжал больницы и бывал во многих домах, где находились больные, заботился о приличном погребении умерших и помогал семействам, которые имели нужду. Во время начальства своего, он пожертвовал значительную суму на украшение публичного сада. Он поставил надгробный памятник незабвенному творцу «Душеньки» – И.Ф. Богдановичу, который умер в Курске и похоронен за Херсонскою заставою на кладбище.

РS

Трудно сказать, изменилось ли мнение В.Г. Белинского о «женщине-авторе», но «Запискам о старом и новом русском быте» он посвятил специальную рецензию, в которой подчеркнул, что очерки «не перестают быть приятными, как довольно добродушные рассказы умной и начитанной женщины».

Автор — научный сотрудник Литературного музея Ирина Петровна Михайлова

Похожие записи