Ксенофонт Полевой: к истории одного сюжета

Автор: научный сотрудник Михайлова Ирина Петровна.

С Курским краем связаны годы юности Ксенофонта Алексеевича Полевого (1801–1867), который остался в памяти соотечественников как «спутник» своего знаменитого брата Н.А. Полевого. Хотя это и не совсем справедливо, потому что Полевой-младший был самодостаточным человеком, а его работы как критика и журналиста интересны и глубоко содержательны. Кроме того, К.А. Полевой был в числе тех авторов, которые создали корпус мемуарных текстов, ставших заметным явлением в русской литературе ХIХ века. Как писал Николай Полевой о брате, «горе и опыт рано коснулись его ума, крепкого, основательного, его души, сильной, пламенной, но скрытой под холодною наружностью».

В данной статье речь пойдет о сюжете, имеющем опосредованное отношение к Курску, но непосредственное – к Ксенофонту Полевому…

Полевому посчастливилось близко общаться с Александром Сергеевичем Грибоедовым в марте 1828 года в Петербурге. И об этом он рассказал в воспоминаниях «О жизни и сочинениях А.С. Грибоедова», которыми в 1839 году предварил издание комедии «Горе от ума». Полевой обозначил главную причину, побудившую взяться за перо, – оставить наблюдения о своем непродолжительном знакомстве с писателем, в надежде, что они будут «любопытны для потомства», а также найти ответ на вопрос, который чрезвычайно занимал: «Где же скрывается глубина этого человека (Грибоедова)»?

Ксенофонт Алексеевич был убежден, что «мог заметить много любопытных черт его характера и ума <…> которые, может быть, ускользали от самых искренних его друзей единственно потому, что уже не были для них новостью, не поражали их, казались им слишком обыкновенными». Знакомство с Грибоедовым произошло на Пасхальном обеде у П.П. Свиньина, и первоначально Грибоедов не произвел на него впечатления: «Он был в каком-то недовольстве <…> отпускал только острые слова». Хотя, когда речь зашла о персиянах, а Грибоедов только что вернулся из Персии, то настроение его поменялось, он «живо и ловко описывал их обычаи». Через некоторое время знакомство получило продолжение, на сей раз встретились на званом обеде у Н.И. Греча. Именно это свидание изменило первоначальное впечатление автора воспоминаний: совершенно иным увидел он Грибоедова, почувствовав, «как мог быть пленителен этот человек…С какою добротою, с какою искренностью обходился он со старыми знакомыми», а «разговоры и суждения чрезвычайно замечательны» в кругу близких ему людей.

Потом были ещё редкие часы общения, проведенные наедине с Грибоедовым во время визита к писателю на квартиру в доме Косинского, на прогулке в Летнем саду, на спектакле в театре, что позволило Полевому «усладительно вспоминать» о встречах с Грибоедовым, а также показать некоторые черты его характера, которые проявились в манере поведения, отдельных поступках, отношении к окружающим и которые, на взгляд автора, важны для понимания личности писателя. Грибоедов запечатлен разным: то «любезным, радушным», то в «каком-то раздражении», то «степенным, задумчивым»; безразличным к почестям и совершенно непритязательным в быту; его манеры отличались «приятностью обращения <…>, но не переходили светских норм <…>, он никогда не думал блистать; напротив, он будто скрывал себя от многолюдства». Полевой отметил, что отличительными свойствами Грибоедова были «большая сила воли и независимость в суждениях и образе жизни». Но главное – «он был и поэт, и светский человек самой высшей степени».

Стремясь придать облику Грибоедова достоверность, автор, дословно восстанавливая подлинные высказывания, приводит примеры его «суждений» о литературе и музыке, о людях и их поступках. Так, например, воспроизводит диалог с Грибоедовым перед отъездом в Персию, в ходе которого писатель поделился тревожными предчувствиями. Если Полевой сумел так хорошо понять Грибоедова, значит тот, в свою очередь, был искренен и откровенен с ним, находил в нем достойного собеседника, «хотел, как видно, передать юноше (т.е. Полевому) верные понятия, к каким привели его необыкновенный ум и опытность».

… Спустя несколько лет после последней встречи с А.С. Грибоедовым напишет Ксенофонт Полевой воспоминания о нем как о «человеке необыкновенном во всех отношениях», который, по его мнению, «представляет собой единственное явление» в русской литературе.

PS

Вэтом году литературная общественность отмечает 190-летие со дня премьеры в Малом театре комедии «Горе от ума». Заметим, роль Фамусова в спектакле великолепно сыграл (судим по отзывам зрителей) великий русский актёр, наш земляк – Михаил Семёнович Щепкин.

И такое продолжение сюжета к Курску имеет уже самое непосредственное отношение…

Похожие записи